Борьба за качество и безопасность продукции: опыт белорусских коллег

За десять лет, последовавших за принятием Доктрины, отечественное производство пищевых продуктов по большинству категорий достигло объемов, соответствующих установленным пороговым значениям его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. Однако пороговое значение для продуктов категории «молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)», определенное в 90 процентов, до сих пор не достигнуто.
По уточненным данным Росстата, по итогам 2018 г. самообеспеченность РФ по молоку и молочным продуктам, составила 82,4%. По оценкам некоторых аналитических центров, уровень самообеспеченности по товарному молоку находится даже ниже отметки 80%.
По данным Росстата, импорт молочной продукции в 2018 году составил 6,5 млн. т в молочном эквиваленте. Основным экспортером молочной продукции на российский рынок является Республика Беларусь – на ее долю приходится не менее 70% российского импорта. При этом в структуре белорусского экспорта молочной продукции более 96% приходится на Россию.
По оценкам белорусских аналитиков, рынок молока Республики Беларусь неуклонно растет. По прогнозам, на 2020 г. производство молочной продукции составит порядка 9 млн. т, из которых 5,3 млн. тонн будет экспортировано (в том числе 4,4 млн. тонн – в Россию).
Очевидно, что для белорусских молочно-перерабатывающих предприятий возможность осуществлять поставки продукции на Российский рынок является определяющим фактором их финансовой успешности.
В Беларуси и России как странах, входящих в Таможенный Союз и ЕАЭС, предъявляются одинаковые требования к качеству поставляемой на рынок продукции, однако из опасения белорусских предприятий лишиться выхода на российский рынок их продукция проходит более строгий и тщательный внутренний контроль. Таким образом, в результате продукция белорусских производителей, поставляемая на российский рынок, удовлетворяет более жестким требованиям по качеству, чем требования, заложенные в нормативах, которыми руководствуются производители аналогичной продукции в России.
Если Россельхознадзор в ходе проверки экспортной продукции выявляет нарушения, в том числе превышение содержания антибиотиков, то вводит на предприятии режим усиленного лабораторного контроля; при повторном выявлении вводит временные ограничения на поставку в РФ продукции, произведенной предприятием.
Список предприятий, к которым в связи с нарушениями были применены ограничительные меры на экспорт продукции, публикуется на сайте Россельхознадзора www.fsvps.ru . Там же можно найти информацию и о снятии временных ограничений с предприятия.
Представляется важным отметить, что в ходе проверок Россельхознадзора выявляются нарушения в отношении содержания антибиотиков не только таких распространенных групп, как тетрациклины ( в Российской Федерации предприятия проводят проверки, как правило, на наличие в продукции антибиотиков наиболее распространенных групп – тетрациклинов, бета-лактамов, стрептомицина и хлорамфеникола), но и антибиотиков из группы макролидов, в частности тилозина (был выявлен на одном из белорусских предприятий в молоке питьевом пастеризованном). Молочная продукция, предназначенная для детского питания, также проходят проверку на расширенный спектр антибиотиков.
В связи с этим предприятия тщательно подходят к внутренним проверкам как входного сырого молока, так и готовой продукции. Применение современных экспресс-тестов на обнаружение антибиотиков позволяют в кратчайшие сроки проверить большие объемы молока на широкий спектр антибиотиков, при этом существенно сэкономив средства на проведение анализов.
Для исключения ситуации «выпуска» молока и молочной продукции, содержащих остаточные следы антибиотика (при пограничных результатах тестирования) лаборатории белорусских хозяйств и молокозаводов все больше отдают предпочтение экспресс-тестам, которые позволяют определить следы применения антибиотических препаратов в гораздо меньшем количестве, чем ПДК, предусмотренные Решением №28.
Кроме того, помимо проверки продукции на традиционные группы антибиотиков, на предприятиях регулярно проводится тестирование на так называемые «ветпрепараты» - антибиотики группы макролидов (эритромицин, тилозин, тилмикозин), фторхинолонов, линкозамидов (линкомицин, клиндамицин), аминогликозидов (неомицин, канамицин, гентамицин, спектиномицин), антигельминтиков, а также тиамфеникол, мелоксикам, колистин, триметоприм и сульфаниламиды. Проверка на наличие ветпрепаратов в молоке осуществляется на регулярной основе в соответствии с графиком введения препаратов, предоставляемым хозяйствами.
В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание представителей предприятий, занимающихся переработкой молока в России, на то, что решение государственной задачи достижения самообеспеченности молочными продуктами подразумевает не только наращивание объемов производства молока при снижение себестоимости продукции, но и улучшение качества производимых продуктов. Высокое качество молока и молочной продукции российского производства позволит сориентировать покупателя на российский продукт, увеличит его востребованность на внутреннем рынке. А спрос, как известно, рождает предложение.
Повышение качества производимой продукции подразумевает в том числе и не допуск на рынок продукции, содержащей даже минимальные следы антибиотиков. На наш взгляд, в этом поможет организация более тщательных внутренних проверок продукции в лабораториях предприятий. Опыт белорусских коллег мог бы послужить в этом хорошим примером. И тогда продовольственная безопасность будет ассоциироваться не только с обеспечением государственного суверенитета, но и с заботой о здоровье людей, обеспечением высокого качества жизни.
В качестве примера тестов с меньшими порогами обнаружения следов антибиотиков можно привезти экспресс-тесты Pioneer Meizheng Bio-Tech, которые используют более 60% хозяйств и предприятий молочной промышленности Республики Беларусь.
Пределы обнаружения (Экспресс-тесты 4 в 1), мкг/кг |
Нормы ТР ТС 33, ПДК согласно решения № 28, мкг/кг |
|
β-лактамы |
||
Пенициллин G |
1-2 |
4 |
Клоксациллин |
3-6 |
30 |
2-3 |
4 |
|
5-7 |
30 |
|
Нафциллин |
7-10 |
30 |
2-3 |
4 |
|
Диклоксациллин |
3-6 |
30 |
Бензициллин |
3-5 |
не регламентируется |
Гетациллин |
8-10 |
не регламентируется |
Пиперациллин |
10-12 |
не регламентируется |
Прокаин-пенициллин |
8-10 |
не регламентируется |
8-10 |
не регламентируется |
|
Цефалоспорины |
|
|
Цефкином |
5-7 |
20 |
Цефалониум |
3-5 |
20 |
Цефтиофур |
70-90 |
100 |
Цефапирин |
4-8 |
10 |
Цефоперазон |
3-5 |
50 |
Цефацетрил |
15-20 |
125 |
Цефазолин |
20-30 |
не регламентируется |
Цефадроксил |
16-18 |
не регламентируется |
Цефоксазол |
85-90 |
не регламентируется |
Цефотаксим |
35-40 |
не регламентируется |
Цефуроксим |
30-35 |
не регламентируется |
Тетрациклин |
7-10 |
10 |
Хлортетрациклин |
7-10 |
10 |
Доксициклин |
7-10 |
10 |
Окситетрациклин |
7-10 |
10 |
Стрептомицин |
50 |
200 |
Дигидрострептомицин |
50 |
200 |
Хлорамфеникол |
0.3 |
0.3 |
* Сокращенный вариант статьи опубликован в журнале «Молочная промышленность» №11, 2019г.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора-
Бумага мешочная ГОСТ 2228-81
Техническая характеристика бумаги мешочной марки «М-78 Б» ГОСТ 2228-81 Область использования: примен... -
НПЦ «Биокомпас-С» (г. Углич)
Среды общего назначения, Среды для определения энтеробактерий, Среды для определения Bacillus cereus... -
Бумага оберточная ГОСТ 8273-75
Техническая характеристика бумаги оберточной марки «А» ГОСТ 8273-75 Область использования: применяет...
Вместе с этим читают:
-
Россия просит Минск не кормить ее продуктами из норвежской рыбы
13.12.2019Россельхознадзор направил в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси письмо о том, что в рыбной продукции, изготовленной из норвежского сырья и отправленной в Россию, неоднократно выявлялись остатки запрещенных и вредных веществ, сообщила пресс-служба ведомства.Подробнее... -
На Брянщину не пустили 4 тонны масла и творога из Беларуси
13.12.2019В ППУ «Красный Камень» управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям был запрещен ввоз молочной продукции производства Солигорского филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», Республика Беларусь. Об этом 12 декабря сообщила пресс-служба ведомства.Подробнее... -
Импорт сырных продуктов в Россию снизился на 33 % 1
11.12.2019Импорт сырных продуктов в Россию в январе-сентябре 2019 года составил 55,7 тыс. т, что на 33,2% ниже уровня аналогичного периода 2018 года. Такие данные приводятся в отчете аналитического центра Milknews.Подробнее... -
Россельхознадзор отменяет ограничения на ввоз в Россию определённых видов продукции с четырех белорусских предприятий 1
06.12.2019Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с 6 декабря 2019 года отменяет ограничения на ввоз в Россию определённых видов продукции с четырех белорусских предприятий, пишет LongTrade со ссылкой на пресс-службу ведомства.Подробнее...
-
Экспресс-тесты для определения остаточного количества эритромицина в молоке, молочной сыворотке
Набор используется для определения эритромицина в сыром, пастеризованном, стерилизованном, восстанов... -
Технология SkivingandHemming
SkivingandHemming - улучшение барьерных показателей бокового шва упаковки. -
ФГБНУ ВНИИМС (г. Углич)
Сухие питательные среды общего назначения, сухие питательные среды для определения БГКП, сухие среды...
Комментарии пользователей
Переговоры премьер-министров Беларуси и России Сергея Румаса и Дмитрия Медведева сегодня длились семь часов. Стороны продвинулись по ряду направлений "дорожных карт" углубленной интеграции двух стран. Однако решения по нефтяным и газовым вопросам придется принимать президентам. Об этом заявил журналистам Сергей Румас после встречи в Горках Московской области.
Он сказал, что всего стороны согласовывают 31 «дорожную карту», которые включают более 700 мероприятий.
— Из них к сегодняшнему утру около 40 мероприятий не были согласованы госорганами. Трудно сказать, сколько осталось [после переговоров], но не менее половины из этих несогласованных позиций нам удалось сегодня снять. Не менее 20 «дорожных карт» сегодня готовы к подписанию, — сказал Румас.
Новые версии «дорожных карт» Беларусь и Россия подготовят в течение недели
Вместе с тем премьер-министр Беларуси заявил, что остались «сложные вопросы», по которым участники Союзного Совмина не смогли найти развязки.
— По чувствительным для Беларуси «дорожным картам» — по рынку газа и нефтяному рынку — было четыре неурегулированных вопроса, то сегодня их осталось два. Вместе с тем они сложные и, наверное, по ним главам государств будут предложены развязки, — сказал Румас.
Он подчеркнул, что Минск и Москва «сегодня действительно очень значительно продвинулись».
— Мы четко понимаем, где у нас остались расхождения — мы взяли примерно неделю срока, чтобы их еще раз обсудить, а дальше этот пакет документов с разными позициями сторон будет внесен на рассмотрение глав государств, — добавил Румас.
Дмитрий Медведев допустил, что премьер-министры могут в ближайшее время встретиться еще раз.
— Мы разошлись на том, что наши коллеги в самое ближайшее время, за эту неделю, подготовят новые версии «дорожных карт», где будут сведены результаты сегодняшней работы. На базе этих новых версий мы проведём ещё одно обсуждение, видимо, и в формате переговоров между министрами, и обязательно созвонимся с Сергеем Николаевичем [Румасом], а если надо будет, то и встретимся, ничего тут сложного нет, благо между нами расстояние небольшое, — сказал он.
6 сентября Румас и Медведев парафировали проект программы совместных действий по реализации договора о Союзном государстве. Затем чиновники начали работу по подготовке 31 «дорожной карты». Их должны подготовить к 1 декабря. На 8 декабря запланирована встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина.
Румас: Решение по рынкам нефти и газа придется принимать президентам
Переговоры премьер-министров Беларуси и России Сергея Румаса и Дмитрия Медведева сегодня длились семь часов. Стороны продвинулись по ряду направлений «дорожных карт» углубленной интеграции двух стран. Однако решения по нефтяным и газовым вопросам придется принимать президентам. Об этом заявил журналистам Сергей Румас после встречи в Горках Московской области.
Он сказал, что всего стороны согласовывают 31 «дорожную карту», которые включают более 700 мероприятий.
— Из них к сегодняшнему утру около 40 мероприятий не были согласованы госорганами. Трудно сказать, сколько осталось [после переговоров], но не менее половины из этих несогласованных позиций нам удалось сегодня снять. Не менее 20 «дорожных карт» сегодня готовы к подписанию, — сказал Румас.
Новые версии «дорожных карт» Беларусь и Россия подготовят в течение недели
Вместе с тем премьер-министр Беларуси заявил, что остались «сложные вопросы», по которым участники Союзного Совмина не смогли найти развязки.
— По чувствительным для Беларуси «дорожным картам» — по рынку газа и нефтяному рынку — было четыре неурегулированных вопроса, сегодня их осталось два. Вместе с тем они сложные, и, наверное, по ним главам государств будут предложены развязки, — сказал Румас.
Он подчеркнул, что Минск и Москва «сегодня действительно очень значительно продвинулись».
— Мы четко понимаем, где у нас остались расхождения, — мы взяли примерно неделю срока, чтобы их еще раз обсудить, а дальше этот пакет документов с разными позициями сторон будет внесен на рассмотрение глав государств, — добавил Румас.
Дмитрий Медведев допустил, что премьер-министры могут в ближайшее время встретиться еще раз.
— Мы разошлись на том, что наши коллеги в самое ближайшее время, за эту неделю, подготовят новые версии «дорожных карт», где будут сведены результаты сегодняшней работы. На базе этих новых версий мы проведем еще одно обсуждение, видимо, и в формате переговоров между министрами, и обязательно созвонимся с Сергеем Николаевичем [Румасом], а если надо будет, то и встретимся, ничего тут сложного нет, благо между нами расстояние небольшое, — сказал он.
6 сентября Румас и Медведев парафировали проект программы совместных действий по реализации договора о Союзном государстве. Затем чиновники начали работу по подготовке 31 «дорожной карты». Их должны подготовить к 1 декабря. На 8 декабря запланирована встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина.